Базы данных :: Словари :: Словарь педагогических терминов

# Слово  Значение 
16МАНДИНЯН МАНДИНЯН Седрак (1844-1915), армянский педагог. Работал в Нерсесянском училище в Тбилиси (1874-78), Эчмиадзинской академии (1882-92) и др. М. первым среди армянских педагогов поставил на научную основу преподавание педагогики и психологии. Автор более чем 250 научных работ, составитель школьных учебников и пособий, в т.ч. по начальному обучению, а также программ, школьных уставов и др. 
17МАНН МАНН (Mann) Хорас (1796-1859), американский общественный деятель и педагог. Преподавал древние языки. В 1835 был избран членом сената штата Массачусетс. В 1837-48 возглавлял созданное по его инициативе Бюро по делам образования штата Массачусетс. Был инициатором принятия школьного закона штата (1837), ставшего образцом для аналогичных законов других штатов Новой Англии. Свои педагогические идеи М. пропагандировал через созданный им в 1838 первый в США педагогический журнал ("Common School Journal"; выходил в Бостоне до 1852). 
18МАРИТЕН МАРИТЕН (Maritain) Жак (1882- 1973), французский философ и педагог, виднейший представитель неотомизма (возглавлял его либеральное течение). С 1914 профессор философии Парижского университета. Наряду с разработкой философских и социологических проблем изложил и обосновал педагогическую позицию неотомизма. Согласно М., идейной основой педагогики должен стать "интегральный" гуманизм, который, в отличие от "антропоцентрического", распространяющего иллюзию о всемогуществе человеческого разума, рассматривает человека как несовершенное существо, нуждающееся в постоянном руководстве со стороны "божественного провидения". В разработанной им модели учебного плана средней школы предусматривался, наряду с основами современных наук, обязательный и обширный курс теологии. 
19МАРИЯ ФЁДОРОВНА МАРИЯ ФЁДОРОВНА Романова (до перехода в православие София Доротея Августа Луиза) (1759-1828), императрица, вторая супруга имп. Павла I (с 1776), мать императоров Александра I и Николая I. Вела большую благотворительную деятельность, уделяя преимущественное внимание женскому образованию. После вступления Павла I на престол (1796) по его приказу в ведении М.Ф. находились Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт), Петербургский и Московский воспитательные дома. В 1796 образована личная канцелярия имп. Марии (с 1854 Ведомство учреждений императрицы Марии). Принимала участие в деятельности Мариинского института в С.-Петербурге, училища ордена Св. Екатерины и Александровского училища в Москве, Гатчинского воспитательного дома, Харьковского и Симбирского женских институтов и других учебно-воспитательных заведений. В память М.Ф. учреждён в 1828 Мариинский знак отличной беспорочной службы (2 степеней), которым награждались женщины, сотрудничающие в благотворительных и воспитательных учреждениях. 
20МАРКОВ МАРКОВ Владимир Николаевич (1884- 1945), педагог, деятель народного образования, ч.-к. АПН РСФСР (1944). Преподавал в вузах Саратова и Москвы. С 1944 директор НИИ методов обучения АПН. Осн. работы по общим проблемам теории педагогии, вопросам дидактики. 
21МАРКОСЯН МАРКОСЯН Акоп Арташесович (1904- 1972), физиолог и педагог, д.ч. АПН СССР (1968), д-р педагогических наук (1961).С 1937 преподавал в вузах Москвы. С 1949 директор Института физического воспитания и школьной гигиены (впоследствии НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР) и одновременно (1951-54) организатор и зав. кафедрой физиологии Московского института физического воспитания. Автор учебников по физиологии и учебно-методических пособий для преподавателей средней школы. 
22МАРКУШЕВИЧ МАРКУШЕВИЧ Алексей Иванович (1908-79), педагог-математик, организатор народного образования и педагогической науки, д.ч. АПН РСФСР (1950), АПН СССР (1967), д-р физико- математических наук (1940), профессор (1944). Вёл научно-исследовательскую и преподавательскую работу в вузах Москвы, одновременно зав. редакцией математики в Издательстве технико-теоретической литературы (1934-37; 1943- 1947). Заместитель министра просвещения РСФСР (1958-64). С 1946 в системе АПН; вице-президент АПН (1967- 1975). По инициативе и при участии М. был начат выпуск серии книг "Библиотека учителя", "Популярные лекции по математике". Был одним из инициаторов и редакторов "Энциклопедии элементарной математики" (1951-52, 1963- 1966); один из инициаторов издания 12-томной "Детской энциклопедии" (гл. редактор в 1971-78), 3-томного издания "Что такое? Кто такой?" для младших школьников. М. - один из видных деятелей движения за реформу школьной математики в 60-70-е гг., председатель комиссии АН и АПН СССР по определению содержания образования в средней школе. В 60-е гг. активно участвовал в создании новых школьных учебников по математике, разрабатывал теорию школьного учебника. В области книговедения исследовал вопросы истории книги. С 40-х гг. собирал личную библиотеку. В 1976 безвозмездно передал своё собрание инкунабул Государственной библиотеке СССР им. В.И. Ленина (ныне Рос. государственная библиотека). 
23МАРШАК АРШАК Самуил Яковлевич (1887- 1964), поэт, драматург, переводчик, теоретик и критик детской литературы, театра. В 1918 включился в педагогический эксперимент, проводившийся по концепции С.Т. Шацкого в детской колонии под Петрозаводском. В 1920 в Краснодаре организовал и возглавил "Детский уголок" - комплекс детских учреждений (школа, библиотека, детские кружки), включавший и один из первых в стране театров для детей, писал для него пьесы-сказки, в т.ч. "Кошкин дом", "Теремок". С 1922 жил в Петрограде (Ленинграде). Вместе с учёным-фольклористом О.И. Капицей руководил Студией детских писателей в Институте дошкольного образования Наркомпроса, организовал (1923) детский журнал "Воробей" (в 1924-25 - "Новый Робинзон"). Был одним из руководителей первого крупного специализированного издательства детской литературы - Детгиза. С именем М. связан расцвет детской литературы в 20-30-х гг. В 20-х гг. М. создал первые стихотворные книжки для самых маленьких, в 30-х гг. - сатирические произведения для детей, пьесы и пр. Литературно-педагогическая деятельность М. получила теоретическое осмысление в его докладе "О большой литературе для маленьких" на 1-м Всесоюзном съезде советских писателей (1934), многочисленных выступлениях и статьях. Искусство детской поэзии М. рассматривал не как прикладную отрасль "большой" литературы, а в одном ряду с ней. Произведения М. для детей были отмечены Гос. премией СССР (1946, 1951), Ленинской премией (1963). 
24МАСЛОВ МАСЛОВ Михаил Степанович (1885- 1961), педиатр, академик АМН СССР (1944), д-р наук (1923), заслуженный деятель науки РСФСР (1935), генерал- майор медицинской службы. С 1910 на кафедре детских болезней Военно- медицинской академии (с 1921 начальник кафедры). Одновременно (с 1925) руководитель физиологического отделения, затем клиник Ленинградского института охраны материнства и детства (с 1935 Ленинградский педиатрический институт). Автор ряда учебников по педиатрии, создатель научной школы. 
25МАСЛОУ МАСЛОУ (Maslow) Абрахам Гарольд (1908-70), американский психолог, ведущий представитель гуманистической психологии. В 1951-69 профессор университета Брандайс (шт. Массачусетс), президент Американской психологической ассоциации (1967). Теория личности М. послужила одним из источников гуманистического воспитания. Гл. задача педагогики, по М., "помочь человеку обнаружить в себе то, что в нём уже заложено" - представление, развиваемое современным педоцентризмом (см. Детоцентризм). В русле идей М. в западной педагогике решаются практические вопросы воспитания одарённых детей. 
26МАССАЛИТИНОВА МАССАЛИТИНОВА, Масалитинова Надежда Осиповна (1876-1921), педагог, деятель в области дошкольного воспитания, последователь П.Ф. Лесгафта. Занималась организацией детских площадок в Томске и Москве, участвовала в работе общества Детский труд и отдых (с 1913), вела занятия в университете им. А.Л. Шанявского, преподавала на педагогических курсах. С 1919 сотрудник Первой опытной станции по народному образованию. Изучала проблемы игры в жизни детей. 
27МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (англ. mass communication - массовое общение), систематическое распространение информации (через печать, радио и телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания воздействия на оценки, мнения и поведение людей. Возникновение и развитие М.к. связано с изобретением немецким первопечатником И. Гутенбергом печатного станка, который позволил издавать многотиражные книги (15 в.), а также с возникновением периодической печати в Западной Европе (16-17 вв.), кинематографа (конец 19 - начало 20 вв.), радиовещания и телевидения (20 в.). Теоретически осмысление процессов М.к. началось в 19 в. в русле политологии и социологии. В конце 19 в. сложились различные точки зрения, согласно которым М.к. понималась как периодическая печать при капиталистическом предприятии (М. Вебер), как массовое общение членов общества (Ч. Кули, У. Липман, Р. Парк) и др. Прикладные социологические исследования 20-40-х гг. привели к появлению обобщённых моделей массово-коммуникационных процессов (Х. Лассуэл и др.). Сформировались основные понятия М.к.: коммуникатор, сообщение, адрес или аудитория, средство коммуникации (канал), эффект (ожидаемое воздействие, функция). Был сделан вывод о том, что М.к. носит характер двухступенчатого потока, т.е. информация распространяется от средств к "лидерам мнения", а зачем начинает циркулировать на уровне межличностного общения (П. Лазарсфельд, Б. Берельсон и др.). Это положение послужило основой для разработки теории массовой политической пропаганды через каналы М.к. Появилось понятие обратной связи (Г. Райл, Ф. Балль и др.). Другим направлением было исследование М.к. в тесной связи с культурой (Т. Адорно, Р. Барт, Х.М. Мак-Люэн, А. Моль, Х. Ортега-и-Гассет и др.). В 70-е гг. было сформулировано положение об однонаправленном потоке социальной информации, идущем от более промышленно развитых стран к развивающимся ("информационный империализм"). На этой основе в 80-е гг. выдвинулась концепция "нового порядка", помогающая устранить информационное неравенство. В России систематическое изучение периодической печати началось на рубеже 19 и 20 вв. (И.И. Иванов, М.К. Лемке, А.М. Скабичевский). В 20-40-е гг. 20 в. стали рассматриваться проблемы социологии кино. Разрабатывались методологические, социологические, психологические, эстетические и культурологические аспекты М.к. Одним из важнейших результатов исследований стало осознание двойственности природы средств М.к., которые, с одной стороны, ориентированы на передачу реальных фактов, с другой - содержат элементы определённой их трактовки; при этом выдумка, фантазия усиливают художественное начало во всех без исключения сообщениях. Каждое средство М.к. в процессе эволюции проходит стадию "информатора", т.е. прямого отражения реальности, затем - с развитием специфического "языка сообщений" - этап ассоциативного, "метафизического", а следовательно, художественного повествования (В.Ю. Борев, А.В. Коваленко). В западной социологии наиболее распространена система функций М.к., предложенная Лассуэлом: убеждение (позволяет манипулировать общественным сознанием), социализация (усвоение ценностей данного общества), развлечение (рекреативная, реабилитационная функция). В отечественной науке наряду с пропагандистским подходом к М.к. присутствовала точка зрения на М.к., высоко оценившая её роль в распространении культуры, просвещения. Система функций рассматривается на двух уровнях: социальном и личностном. К социальным функциям относятся: интегративная (формирование и поддержание социальной общности), пропагандистская и функция пространственно-временной трансляции культуры (синхронная и диахронная коммуникация, обеспечивающая развитие культуры). Личностные функции подразделяются на две группы: первая отражает процесс социализации, приобщения человека к знаниям, вторая - процесс самореализации человека (досуговая, развлекательная, творческая). Проблемами М.к. занимаются международные и национальные организации, в т.ч. ЮНЕСКО. Педагогические аспекты М.к. в отечественной теории рассматриваются в двух направлениях: образовательном и воспитательном. В образовательном направлении можно выделить два тесно связанных между собой аспекта: просвещение широких слоёв населения и использование средств М.к. в обучении. Появились учебные пособия (в т.ч. учебные фильмы, диафильмы и диапозитивы, радио, телевидение, звуко- и видеозаписи; см. также Технические средства обучения), на радиовещании и телевидении стали готовить специальные образовательные программы. Эволюция просветительского направления была связана с расширением транслируемого материала, а также с жанровой дифференциацией (научно-популярные, научно-публицистические, научно-художественные - литература, кино, радио, телевидение и т.д.). С 90-х гг. перспективным средством М.к. становятся информационные сети (см. Интернет). Воспитательные аспекты М.к. чаще всего реализуются через организацию специальных информационных потоков, адресованных детской и молодёжной аудитории. Одна из характерных сторон воспитательного воздействия М.к. на детей - трансляция норм поведения и ценностных установок преимущественно в образной художественной форме. Воспитательным аспектам также свойственно расширение тематики и жанровая дифференциация. Происходит своеобразная "ассимиляция" в детской аудитории художественной информации, адресованной взрослым: мн. произведения для взрослых становятся популярными у детей. Жанровые предпочтения во многом определяются возрастными особенностями (в раннем возрасте предпочтительны сказки, затем приключения, фантастика, публицистика и т.д.). В воспитательной практике сложилось ещё одно направление: деятельность творческих организаций в сфере М.к. (кружки, клубы юных корреспондентов, журналистов и т.п.). Дети сами являются распространителями информации и работают со средствами М.к. с целью самовыражения и отражения общественной жизни, часто моделируют массово-коммуникационные процессы. 
28МАССОВАЯ КУЛЬТУРА МАССОВАЯ КУЛЬТУРА, феномен культуры 20 в., получивший распространение в связи с научно-техническим прогрессом, индустриализацией и урбанизацией общества, а также развитием средств массовой коммуникации. М.к. существовала и ранее, но как явление она была охарактеризована в середине 20 в. Под М.к. понимается широкий спектр самых различных явлений, ориентированных на массовую аудиторию и удовлетворяющих её потребности в досуге, развлечении и общении. Чаще всего к М.к. относят литературные произведения (комиксы, детективы, фантастика, т.н. "женские романы" и др.), периодические издания (кроме научных), кинофильмы, мелодрамы, телевизионные "мыльные оперы", эстрадные шлягеры, поп-арт и пр. Согласно одной из культурологических точек зрения, направлениями М.к. являются: субкультура детей и молодёжи; массовая общеобразовательная школа; средства массовой информации; система национальной (государственной) идеологии; массовые политические движения (в т.ч. детское и молодёжное движение); массовая социальная мифология (национал-шовинизм, социальная демагогия, паранаучные учения и пр.); система организации и стимулирования общественного спроса (реклама, мода и др.). 
29МАСТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ МАСТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ, педагогическая профессия в системе профессионально-технического образования; должность инженерно-педагогических работников в ПТУ Рос. Федерации. М.п.о. - основной учитель профессии и воспитатель будущих рабочих. М.п.о. готовят индустриально-педагогические учебные заведения. 
30МАТВЕЕВ МАТВЕЕВ Владимир Фёдорович (1932- 1989), журналист и педагог, один из создателей педагогики сотрудничества. С 1965 заместитель гл. редактора журнала "Пионер", с 1974 гл. редактор журнала "Мурзилка". В 1983-88 гл. редактор "Учительской газеты", ставшей под его руководством общественным центром перестройки народного образования. Председатель Творческого союза учителей СССР (1989). 
http://www.metromir.ru - Универсальный украинский справочник
стр. 2 из 5 Всего найдено: 64 значений
1  2  3 4 5
Поиск по слову
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  І  К  Л    М    Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  


Заказать диск метромирЗаказать диск MetroMir о наскарта сайта форумфорум контактыконтакты в избранноев избранное главнаяглавная